Исторические связи
Повторно крупным планом, Но уже более детально учитель продумывает с помощью учебной программы и учебника образовательно-воспитательные цели изучения разделов и больших тем. Познакомившись с познавательными возможностями класса, он продумывает также и Задачи развития учащихся. Эта работа составляет основу тематического планирования уроков, объединения их с учетом логических и объективных исторических связей в цепочки, из которых последовательно слагается система уроков по целому курсу. Тематическое планирование предупреждает учителя от возможных ошибок и неточностей, от расширительного или ограничительного толкования целей каждого урока, помогает отбирать эффективные приемы и средства учебной работы на уроке.
К сожалению, на практике многие учителя из-за недостатка времени и по другим причинам часто игнорируют оба подготовительных этапа преподавательской работы. Это вызывает большие, часто непреодолимые трудности в подготовке эффективных уроков истории, особенно в определении их целей, в отборе необходимых приемов и средств преподавания и учения.
Последовательность подготовки отдельных уроков истории в книге дана ранее. Там изложены общие контуры этой работы. Постараемся наполнить их конкретным содержанием. Рассмотрим, как планируется сравнительно несложный, но в образовательно-воспитательном отношении важный урок на тему «Бородинское сражение» .
Уже было отмечено, что Начинается подготовка любого урока с прочтения соответствующей части учебной программы и параграфа учебника. Это позволяет продумать в общих чертах взаимосвязи основных компонентов его содержания.
Затем наступает наиболее ответственный этап работы: учитель проводит структурно-функциональный анализ текста параграфа.