Эффективность обучения
В книге, посвященной поискам путей повышения эффективности обучения, следовало бы рассказать об использовании на уроках истории компьютерной техники. Но автор не затрагивает эту проблему, так как в ее решении еще нет даже минимального методического опыта, кроме первых попыток использовать компьютер для проверки знаний учащихся. Использование компьютеров в обучении истории — дело будущего, возможно, и не очень отдаленного. Эта задача, вероятно, будет успешно решена, когда математическими знаниями овладеет значительная часть учителей истории и методистов-историков. Создание полноценных программ для компьютеров потребует от учителей и методистов обстоятельного знания не только математики, но и теории школьного обучения истории, глубокой разработки теоретических основ научной методики.
В заключение заметим, что в данном пособии освещаются преимущественно вопросы, связанные с деятельностью учителя и учащихся. Содержание обучения затрагивается лишь постольку, поскольку оно связано с основными факторами процесса обучения, а также с приемами преподавания и учения. Автор исходил из того, что в развернутом виде содержание обучения освещено в большинстве курсовых методических пособий, опубликованных ранее в книгах «Библиотеки учителя…».
Несколько слов о структуре предлагаемой книги. Она начинается общей характеристикой методики и ее предмета — процесса школьного обучения истории. Текст книги подразделяется на несколько разделов. Сначала рассматриваются цели обучения истории и их взаимодействие с содержанием учебного исторического материала. После этого дается характеристика познавательных возможностей учащихся, мотивов их учения и обучаемости истории.