Школьный буллинг: причины и методы борьбы

Школьный буллинг: причины и методы борьбы

Школьный буллинг: причины и методы борьбыШкольный буллинг (травля) — это системная проблема, которая наносит profound (глубокий) вред психике всех участников процесса: жертвы, агрессора и наблюдателей. Борьба с ним требует комплексного, системного подхода.

Давайте разберем все по пунктам.

Что такое буллинг? Важно отличать от конфликта.

  • Конфликт — это столкновение равных сторон (например, спор из-за мяча). Обе стороны имеют схожий ресурс силы и могут дать отпор. Конфликт можно разрешить миром.
  • Буллинг (травля) — это систематическое агрессивное поведение, при котором есть неравенство силы (физической, психологической, социальной). Жертва не может себя защитить и остановить агрессию. Это не единичный эпизод, а повторяющаяся ситуация.

Формы буллинга: физическое (толкание, избиение), вербальное (оскорбления, унижения, клички), социальное (бойкот, изоляция, сплетни), кибербуллинг (травля в интернете).


Причины буллинга

Причины всегда комплексные и лежат на нескольких уровнях:

1. Личностные особенности участников

  • Агрессор (буллер): Часто сам имеет низкую самооценку, потребность в доминировании и власти, чтобы компенсировать свои проблемы (жесткое воспитание, насилие в семье, недостаток внимания). Может быть как из неблагополучной, так и из очень обеспеченной семьи, где ему все дозволено.
  • Жертва: Часто выделяется чем-то из толпы (внешность, успеваемость, национальность, физическая слабость, отсутствие «крутых» гаджетов, застенчивость). Но важно помнить: причина буллинга — не в особенностях жертвы, а в выборе агрессора. Не бывает «правильных» и «неправильных» жертв.
  • Наблюдатели: Молчаливое большинство, которое из страса стать следующей жертвой или потери статуса поддерживает агрессора молчанием или смехом. Их пассивность — это молчаливое одобрение.

2. Школьная среда

  • Равнодушная или токсичная атмосфера: Отсутствие доверия между учениками и учителями.
  • Позиция учителей: Некоторые педагоги могут игнорировать проблему («сами разберутся»), не замечать ее или даже поощрять (например, выделяя «любимчиков» и «аутсайдеров»).
  • Отсутствие четких правил: В школе нет ясной и неизбежной системы наказаний за травлю и правил поведения.

3. Семейные факторы

  • Агрессивное или попустительское воспитание: Ребенок-агрессор часто копирует модель поведения родителей, где сила и агрессия — способ решения проблем. Либо ему всё сходит с рук.
  • Отсутствие внимания: Ребенок-агрессор может таким образом привлекать к себе внимание, которого ему не хватает дома.

4. Социальные и культурные факторы

  • Культ силы и успеха: В обществе и медиа часто пропагандируется модель, где «сильный» имеет право унижать «слабого».
  • Цифровая среда: Кибербуллинг дает ощущение анонимности и безнаказанности, что развязывает руки агрессорам.

Методы борьбы и профилактики: Системный подход

Бороться с буллингом точечными методами (наказать задиру, провести беседу) бесполезно. Нужна программа, вовлекающая всю школу.

1. На уровне школы (Ключевой уровень)

  • Признание проблемы: Администрация и педагогический коллектив должны признать, что проблема буллинга существует и ее нельзя замалчивать.
  • Разработка и внедрение антибуллинговой политики:
    • Четкий кодекс правил: Прописать, что такое буллинг, и что за него последует (последствия должны быть неизбежны и адекватны).
    • Создание команды по противодействию: В нее должны входить психолог, социальный педагог, представитель администрации и уважаемые учителя.
    • Каналы для анонимных жалоб: Ящик доверия, анонимный чат-бот, телефон доверия, чтобы жертвы и наблюдатели могли сообщить о проблеме.
  • Работа с педагогическим составом: Повышение квалификации учителей: как распознавать буллинг, как правильно реагировать, как работать с классом.
  • Создание позитивного климата в школе: Программы тимбилдинга, мероприятия на сплочение коллектива, развитие эмпатии и уважения к различиям.

2. На уровне класса

  • Классные часы и «разборы полетов»: Проведение специальных занятий на тему буллинга, обсуждение последствий, просмотр и обсуждение тематических фильмов.
  • Восстановительный подход: Вместо наказания — использование медиации (школьной примирительной комиссии). Это встреча агрессора, жертвы и наблюдателей с нейтральным медиатором, где каждый высказывает свою боль, и они вместе ищут путь загладить вину и восстановить отношения. Это очень эффективный метод.
  • Групповая работа: Психологические игры и тренинги, направленные на сплочение класса и развитие навыков коммуникации.

3. На уровне работы с участниками инцидента

  • Жертва:
    • Немедленная защита и поддержка. Дать понять, что он не виноват.
    • Индивидуальная работа с психологом для восстановления самооценки и выработки стратегий поведения.
    • Вовлечение в позитивные активности (кружки, секции), где он может проявить себя и найти друзей.
  • Агрессор:
    • Четкое и неизбежное наказание (но не унизительное!), которое донесет мысль о недопустимости такого поведения.
    • Выяснение причин агрессии. Индивидуальная работа с психологом. Часто агрессор — тоже жертва обстоятельств (например, домашнего насилия).
    • Привлечение к ответственности: Не просто наказать, а дать возможность исправить содеянное (извиниться, выполнить полезную для класса работу).
  • Наблюдатели:
    • Важно перевести их из пассивной в активную позицию. Объяснить их роль и силу. Поощрять сообщать о случаях травли.
    • Формирование «группы поддержки» для жертвы из числа одноклассников.

4. На уровне работы с родителями

  • Информирование: Родительские собрания, буклеты, статьи на сайте школы о том, что такое буллинг, как его распознать и что делать.
  • Вовлечение: Родители должны быть союзниками школы, а не обвинителями. Важен единый подход.
  • Работа с родителями агрессора: Объяснить ситуацию, не переходя на личности, предложить совместный план действий, рекомендовать семейного психолога.

Что делать ребенку/родителю, если он столкнулся с буллингом?

  1. Не молчать! Сообщить взрослым: родителям, классному руководителю, школьному психологу.
  2. Собирать доказательства: Скриншоты переписок, аудиозаписи, фотографии синяков.
  3. Писать официальное заявление на имя директора школы с требованием разобраться.
  4. Обращаться к внешним инстанциям, если школа бездействует: в Комиссию по делам несовершеннолетних, в полицию (если есть угрозы или физическое насилие), в Департамент образования.

Заключение

Буллинг — это проблема системы, а не отдельных «плохих» детей. Эффективность борьбы с ним на 90% зависит от позиции школы и ее готовности работать комплексно. Главная цель — не наказать, а прекратить травлю, восстановить психологическое благополучие жертвы и изменить поведение агрессора, создав в школе безопасную среду, где нет места насилию.

Интересное

Copyright © 2022. All Rights Reserved.

Школьный буллинг: причины и методы борьбы 952ae301bcf97532