Признаки разнообразных приемов
Ранее было подчеркнуто, что сочетание различных исторических фактов диктует необходимость использования в изложении разные взаимосвязи приемов. Поскольку образная характеристика включает в себя элементы описания и объяснения, она может использоваться вместе либо с приемами образного изложения важнейших исторических фактов, либо в сочетании с объяснением их сущности.
Прием образной характеристики исторических фактов или выдающихся деятелей имеет большую смысловую нагрузку. А сочетание образной характеристики с объяснением делает последнее более наглядным и выразительным.
Все многообразие описанных приемов и средств отвечает особенностям различного по характеру исторического материала, целям его изучения и познавательным возможностям учащихся разных школьных возрастов.
Рекомендуемый научно обоснованный отбор и практическое применение рассмотренных приемов и средств преподавания позволяют учителю работать творчески, получая устойчиво положительные образовательно-воспитательные результаты.
Почти все примеры, конкретизирующие существенные признаки разнообразных приемов, взяты из опыта студентов-практикан — тов и учителей, закончивших исторический факультет МГПИ им. В. И. Ленина.
К сожалению, в школьной практике часть этих приемов используется редко или вовсе не применяется, что является одной из причин недостаточно глубоких и прочных знаний учащихся по истории.
Все еще мало внимания уделяется, особенно в работе со старшеклассниками, использованию приемов и средств образного и образно-эмоционального изложения главных исторических фактов. Вместо образного, волнующего рассказа при изложении важнейших событий и явлений общественной жизни нередко применяется беглое бесстрастное повествование и сжатое информативное сообщение, что заметно снижает интерес учащихся к изучению истории и отрицательно сказывается на качестве их образования и воспитания.