Школьная практика
Примеры из практики передовых учителей позволяют сделать вывод, что одним из путей повышения эффективности школьного обучения истории является овладение по возможности каждым учителем научно-историческими и научно-методическими знаниями, умением творчески применять приобретаемые знания и опыт в каждодневной школьной практике, систематически анализировать свою работу, накапливая и развивая все положительное, что она дает на уроках и во внеурочном общении с учениками.
Урок является главным звеном в сложном, противоречивом, но закономерном процессе обучения. В нем комплексно реализуются рассмотренные в книге основы научной методики. Об уроке много сказано и написано. Поэтому остановимся лишь на подготовке учителя к уроку, поскольку именно этот этап закладывает основы успеха или неудач совместной работы учителя и учащихся в процессе обучения.
Опытный учитель начинает подготовку к уроку задолго до его проведения — еще в начале учебного года, когда предварительно просматривает учебные программы и учебники по курсам истории, которые предстоит преподавать в новом учебном году. В этой предварительной работе он восстанавливает в памяти основное содержание каждого курса, мысленно соотносит между собой особо важные факты и теоретические положения, выводы, обобщения, подлежащие усвоению учениками в виде предусмотренных учебной программой исторических образов, понятий, мировоззренческих идей. На основе этого учитель продумывает перспективы решения задач образования, воспитания и развития учащихся. Позже, в процессе обучения, такая работа позволяет правильно и с меньшей затратой сил намечать цели отдельных, взаимосвязанных между собой уроков с учетом их места в изучаемом курсе.